ЕКАТЕРИНИНСКАЯ  ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ  БОГОРОДИЦЕ – КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

     105 лет назад в 1913 году была открыта  ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ БОГОРОДИЦЕ – КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

     В 1886 году ряд населенных пунктов  Минусинского округов Енисейской губернии были или полностью, или частично старообрядческими. В деревне Екатерининской Идринской волости соотношение между последователями Русской православной церкви – 174 человека и старообрядцами  – 132.  Старообрядцы в д. Екатерининской Идринской волости в 1886 г. составляли 38%. Старообрядцы д. Екатерининской, с. Никольского, д. Тобольской, д. Большой Телек, с. Салбы и прочих селений были в расколе, потом в 1903 году присоединились к православной церкви на правах единоверия. В 1906 году в с. Екатерининском был построен Молитвенный дом, который имеет престол в честь Казанской иконы Божьей Матери.

     Седмиезерная икона Божией Матери прославилась великими чудесами в ХVII веке. Эта святая икона находилась в Богородицкой Седмиезерской пустыни близ города Казани. Основатель пустыни инок Евфимий поставил в храме новопостроенной обители чудотворный образ Божией Матери – список со Смоленской иконы Божией Матери, принесенный им из города Великого Устюга. Он благословил этой иконой место будущей обители.  В 1655 году по всей России свирепствовала моровая язва. В Казани от нее умерло 48 тысяч человек - почти все население города. И вот, одной благочестивой монахине во сне предстал некий светлый муж и повелел, чтобы жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Божией Матери. Монахиня рассказала градоначальникам о видении. Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться.  В то время в Казани воеводою был владелец Выездного Михаил Михайлович Салтыков. Когда эпидемия в городе после молитв пред чудотворным образом стала прекращаться, к боярину пришли его крепостные из Выездновской слободы с известием, что моровая язва свирепствует и в окрестностях Арзамаса. Тут же Салтыков повелел сделать копию с чудотворной иконы и послал ее в свою вотчину. По прибытии иконы эпидемия в Арзамасе и его окрестностях прекратилась.

     Преосвященным епископом Евфимием Енисейским и Красноярским в Молитвенный дом был рукоположен священник Викул Кауров, с правом совершать Богослужение и требу для единоверцев по старопечатным книгам. Кауров В. до этого тоже был старообрядцем, лже-попом австрийского окружного толка. В 1906 году притч был временный и не штатный, и приход несамостоятельный, т.к. православные жители с. Екатерининского до 1913 года обращались за требами к причту Ново-Берёзовской церкви. Затем по ходатайству жителей с. Екатерининского православных и единоверцев, в этом селе в 1913 году был открыт самостоятельный приход. Выделился Екатерининский - Единоверческий Богородице – Казанский из прихода Ново-Берёзовского Михайло–Архангельской церкви. 

В приходе с. Екатерининское и единоверцы из  с. Никольского, деревень Тобольской, Большой Телек, Адриха.

     Штатный притч в приходе священник и псаломщик; назначено им от казны жалования – священнику 450 рублей, псаломщику 200. Причтовой земли для притча есть 99 десятин, в крутых горах. Земля не удобная для покосов и пашни. Население прихода 156 дворов; в том числе раскольников разного толка – 33, в приходе душ обоего пола 779, мужского пола 385, женского 394.  Раскольников поповцев окружников 21, не окружников 91, безпоповцев 96, католиков 2, сектантов нет. Были единоверцы приписанные к этому приходу из с. Никольского, д. Тобольской, д. Бельшой Телек, д. Адриха, д. Мало Кнышинской, но эти единоверцы за дальностью расстояния с требами в с. Екатерининское не  обращаются, а пользуются требами от местных православных приходских священников. Население прихода состоит преимущественно из переселенцев, есть поселенцы, природных сибиряков нет. Занятие прихожан преимущественно земледелие.

 

Эпопея закрытия Екатерининской церкви более трагична.  Председатель Екатерининского  сельсовета с членами с/х артели «Смерть кулаку» публично ломали и на костре жгли иконы, книги  и культовое имущество церкви. В начале 60-х годов перед сносом церкви в ней был зерносклад.

Позже церковь была разобрана.

Метрические книги Екатерининской - Единоверческой Богородице – Казанский церкви все находятся в Идринском районном архиве 1908, 1913 - 1919 годы.

 

На фотографиях страницы Метрической книги Екатерининской церкви за 1918 год.

     Архивная выписка из метрической книги  Екатерининской Богородице-Казанской церкви,части первой о родившихся:

Запись № 1 Иоанн родился 5 марта 1908 года, крещен 7 марта.

     Родители: крестьянин села Екатерининского Макарий Петров Вопилов и законная жена его Евдокия Трофимова, оба православные.

     Восприемники: крестьянин села Екатерининского Феодор Трофимов Стахеев и жена Афанасия Филипова Кузнецова, оба православные.

Таинство крещения совершил: священник Викул Кауров.

Основание: Ф.143. Оп.1. Д.24. Л.1 об.

 

     Части второй, о бракосочетавшихся: Запись № 1 от 7 января 1908 года.

Жених: крестьянин деревни Усть-Караскырской Салбинской волости  Николай Андреев Похабов  первым браком, вероисповедания  православного,  лета жениха -19. Невеста: деревни Усть-Караскырской Пелагея Алексиева Барабанщикова, первым браком, вероисповедания православного, лета невесты-19.

Таинство совершил: священник  Вукол Кауров.

Основание: Ф.143. Оп.1. Д.17. Л. 82 об.