История села Малый Хабык

Страницы истории с. Малый Хабык.

Очень интересными являются данные из книги «Новые данные по истории заселения Сибири» Л.С. Личков. Киев 1894 г. Вывод из этого документа: Село Малый Хабык возникло раньше 1740 году и основателями его были местные жители, татарами, так их называли русские крестьяне. И жили русские переселенцы с татарами до1850 года.

 

Списки населённых мест за 1859 год Енисейской губернии  Минусинского округа участок №1 №777 Населённое место - деревня (казённая) Мало-Хабыкская(Сухарева) Положение – при речке Хабык Расстояние от окружного города Минусинска (вёрст) – 117
Число дворов – 57
Число жителей м.п. – 60, ж.п. – 70


Список населённых пунктов Енисейской губернии 1911 год Минусинский уезд Идринская волость Деревня №2027 Малый Хабыкъ На речке Хабыкъ, ц-пр. школа; магазин; хлъб. з. Число дворов - 151 Население (Число душ к 1 января 1911 г.) Мужчин – 479, Женщин – 501


Данные Всероссийской  переписи  1893  года Енисейская губерния, Минусинский округ, Идринская волость. Название населённого места – деревня Малый-Хабык
Количество земли в пользовании селений – 9000
Число дворов крестьянских – 142
Число дворов некрестьянских – 18
Итого – 160
Хозяйств – 200
Число наличных душ Мужчин – 478Женщин – 478

       Село Малый Хабык – одно из самых старых в Идринском районе и было образовано в 1776 году. Ему уже перевалило за 230 лет. Расположено оно в 20 км от известной в районе горы Кортуз на берегу реки Хабык, отсюда и название села. Пер­выми поселенцами, пришед­шими из Пензенской и Ни­жегородской губерний, были семьи Тропиных, Елисее­вых, Лебедевых, Курагиных. Много людей прибывало из Вятской, Тамбовской и Са­ратовской губерний. В 1773 – 1775 годах прошло восстание Емельяна Пугачёва, охватившее Поволжье и крестьяне бежали от репрессий Екатерины. Численность жителей пополнилась выселением причастных к восстанию бунтовщиков. Добирались на лошадях, с семьями. Бедность и нужда следовали по пятам. Местность была необжитой, кругом леса да болота.

       В 1926 году в Малом Хабыке было 332 хозяйства. Общая чис­ленность населения состав­ляла 1522 человека, мужчин - 726. женщин - 796, в боль­шинстве это были русские. Тяжело обживались сибирские края. Однако природа щедро делилась своими богатствами с человеком. Река Хабык достигала 30 метров в ширину и была полна рыбы. На 38 вёрст в поперечнике от горы Кортуз до реки Сыда простирались земельные угодья. В иных местах приходилось отвоёвывать пахотные земли у лесов. Работа в поле всегда была тяжёлой, зависела от природных условий. Трудно приходилось и старому, и малому. Обрабатывали земли на лошадях и вручную засевали просом, рожью, льном и другими культурами, боронили, убирали, жали и молотили, да так, что в поле не оставалось ни одного колоска. Трудились семьями для того, чтобы получить от сибирской земли урожай. А ведь какой урожай соберёшь, так и год проживёшь. Бывало, что проливные дожди или ранние заморозки губили урожай. Тогда выручал людей лес и река. Охотились на уток, зайцев, оленей. Самые отважные ходили на медведя. В реках и озёрах ловили рыбу. Собирали грибы, ягоды. Разводили пчёл и заготавливали мёд. Зимой наступало более спокойное время. Мужчины чинили охотничьи и рыболовные снасти, вырезали разные поделки из дерева, начиная от миски и ложки и кончая лодками, санями и многим другим. Женщины готовили пряжу и шили одежду. Потому как рядом было достаточно лесов, дома ставили добротные, крепкие, высокие. Совместными усилиями жителей села на самом видном и красивом месте была построена церковь. Земля делилась по душам взрослого населения на 12 лет, после чего вновь производили передел.

       Проходили годы и в селе стали появляться первые зажиточные крестьяне, которые, обогащаясь, развивали и укрепляли село. На реке Хабык появились четыре мельницы: Михайлова мельница, Чусова, Макрушина, Байкалова, где молотили хлеб, а на одной из них даже катали сукно, из которого потом шили шабуры, варежки. Работало две кузницы: Гринёвых и Брагиных, в которых изготавливали подковы, скобы, гвозди и ряд других нужных предметов. Многие жители села охотничали, сдавали пушнину. Употребляли в пищу продукты собственного приготовления. Из ржаной муки толкли толокно, ставили в печь – получалось сладкое. Делали сусло, парёнки из брюквы, тыквы. Появился магазин. Первая школа в Малом Хабыке открылась в 1902-1903 году в арендованном доме Андреевых. Первой учительницей была Елизавета Степановна Олешечкина. В школе преподавался «Закон божий» и считался основным предметом. Занятия начинались с «Покрова» (14 октября) и заканчивались обычно к Масленице или Пасхе.

       В 1917 году в школе обу­чалось 40 учеников, обучение вёл преподаватель В.Тесленко. Так бы и текла жизнь сибирского села спокойно и размеренно, если бы не ворвалась в село весть о том, что нет больше в России царя-батюшки, и что большевики обещают безбедную, равноправную жизнь всем людям. К этой новости отнеслись зажиточные жители села с недоверием и осторожностью и не спешили менять привычный уклад жизни. Люди бедные связывали с этими изменениями надежду на лучшую жизнь. В 1918 году началась Гражданская война. Любая война – это бедствие для народа, поскольку ведёт к разорению городов и сёл, к большому числу убитых и раненых, больных и искалеченных, вдов и сирот. Но самая страшная из войн – война гражданская, когда брат с оружием в руках идёт на брата, отец - на сына, друзья становятся врагами. Не обошла война стороной и село Малый Хабык. Одни из жителей пошли воевать за царя и Русь Святую, другие – за Советскую власть. В Гражданскую войну организовался партизанский отряд (100 человек) для борьбы с колчаковцами. Штаб располагался на таёжной просеке… Жители села старались не показывать своего предпочтения красным или белым, потому что могли быть казнены даже за сочувствие противоположной стороне. 1920 год положил конец войне, и в село стали возвращаться мужики. Большинство полей заросло бурьяном и кустарником, некому и нечем было обрабатывать землю. Лошадей у крестьян забрали на фронт, плуги и сеялки износились. Но победители вернулись с твёрдым намерением строить новую жизнь и поэтому выходили весной в поле сеять новый урожай. Вместо лошадей в плуг нередко впрягались сами. Новая власть внесла изменения в жизнь села. Появился в селе сельский Совет, пекарня, маслозавод, клуб, было создано ТОЗ ( товарищество по обработке земли), которое имело 6 бригад лошадей для работы на полях и в хозяйстве, а также выездных лошадей. Первым председателем в созданном колхозе был Павел Андреевич Зырянов. В 1920 году в селе появился первый коммунист - Саве­лий Семёнович Носков. В 1924 году возникла комсомольская организация. Первые комсомольцы села Малый Хабык – это Баранцев Александр Тихонович, Грохова Софья Илларионовна, Чернов Андрей Иванович, Катаев Степан Петрович, Чуприкова Софья, Некрасова Прасковья, Киреева Татьяна Николаевна. Комсоргом был выбран Баранцев Александр Тихонович. Была закрыта церковь. Верующая часть села очень переживала по этому поводу. Комсомольцы выкидывали иконы, другую церковную утварь под проклятия верующих. Позднее комсомольцы пытались даже не пускать верующих людей, которые шли в соседнюю Новоберёзовскую церковь. Это был тяжёлый удар по сознанию верующих людей. Хотя всегда испокон века в Сибири жили люди верующие, с приходом новой власти появились в селе «безбожники». Новоиспечённые комсомольцы были из их числа. В 1925 году образовалась пионерская организация. Пионеры тех лет – это Первунина Валентина Сергеевна, Гаврилова Александра Михайловна, Хохлова Зоя, Малеев Леонид, Налётов Архип Петрович. Пионеры были помощниками взрослым во всех делах. Помогали пожилым женщинам, у которых дети и мужья погибли в Гражданскую войну: убирались по хозяйству, пололи грядки, картошку. А в основном помогали взрослым в колхозе. Весной проводили субботники, убирали территорию села. Летом – ухаживали за хлебом, пололи осот, вместе со взрослыми убирали сено, копали картошку, даже ловили сусликов.1 мая и 7 ноября участвовали в демонстрациях. Готовили и показывали концерты для жителей села. А когда пионеры вырастали, то могли вступить в комсомол. В середине 1920-х годов на селе развернулась кам­пания по ликвидации не­грамотности среди взросло­го населения. Ее возглавил учитель Михаил Иванович Елисеев. Позже эту рабо­ту продолжила учительница Анна Николаевна Ускова. В 1926 году было создано общество потребителей с го­сударственной лавкой, в ко­торой первым продавцом работал комсомолец Семён Егорович Овчинников. Возникли два товарищества по совместной обра­ботке земли, их председателями были Александр Григорьевич Ярош и Логан Анисимович Берняцкий. С началом коллективизации начали возникать коопера­тивные организации. В марте 1927 года на селе организо­валось товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) «Беднота», куда вошло 39 крестьян из 11 дворов (общая пло­щадь обрабатываемой земли 600 гектар), а в июле - мелио­ративное товарищество «Согласие», объединившее 227 че­ловек. Через год была организована сельскохозяйственная артель «Красный муравей», где работало 33 человека, обра­батывавших 341 гектар земли. В 1929 году эти три органи­зации объединились в колхоз «Дружный пахарь», первым председателем которого избрали С.С.Носкова. Добровольно в колхоз вступили только беднейшие крестьяне. Многие зажиточные крестьяне, не желая отдавать своё имущество в колхозы, уничтожали инвентарь и забивали скот. Они раскулачивались: их земли и имущество передавались колхозам, их самих и членов их семей высылали в отдалённые районы страны – на Урал, в Казахстан. К сожалению, старожилы уже не помнят имён всех тех, кто был выслан из села с позорным клеймом «кулак». Но и среди бедных семей была неуверенность. Многие так же, как и зажиточные долго не хотели вступать в колхоз: «В Сибирь шли из-за земли, и вдруг опять отдать?» Из амбаров раскулаченных крестьян были построены колхозные склады и амбары. Колхозу стали принадлежать их скот, косилки, балогрейки ( косилки для пшеницы). В Малом Хабыке (по сохранившимся данным) были раскулачены: Чусов Иван Иванович, Налётов Пётр Семёнович, Михайлов Василий Григорьевич. Это далеко не весь список зажиточных людей села. Зажиточными считались те, кто имел какую - нибудь технику, несколько коров и лошадей. Семье Михайловых, имевшим в хозяйстве сеялку, 2 лошади, 3 коровы было поставлено условие: или они вступают в колхоз, или их на утро выселяют из села. Семья не спала всю ночь, а на утро приняла решение – вступить в колхоз. Сеялка и скот были переданы в колхоз. Комсомольцы села участвовали в организации колхоза. По ночам дежурили по селу: охраняли общественное добро от кулаков, караулили, чтобы кулаки не забивали скот по ночам. На полях работали комсомольцы от темна до темна, ставили спектакли в клубе, проводили митинги, демонстрации, участвовали в ликвидации неграмотности. Оплата в колхозе носила натуральный характер. За выполнение работ начислялись условные единицы – трудодни (трудовые дни), в соответствии с количеством которых распределялись необходимые для жизни продукты. Выданных на трудодни продуктов не хватало, чтобы прокормить семьи. Часто люди крадучи насыпали немного зерна в карманы, сапоги. За это, если обнаруживали кражу, судили и наказывали тюремным заключением. «За колоски» часто осуждали беднейших людей в селе, которыми двигало не желание навредить стране. А желание накормить полуголодных детей. Техники в селе не было. Вся работа выполнялась вручную, поэтому каждому сельчанину находилась в колхозе работа. Тяжело приходилось сельчанам, но власти убеждали народ в том, что это ненадолго, что скоро будет построено новое общество и жить станет легко. Люди верили и старались работать добросовестно и с полной отдачей. Первый трактор появился в колхозе в 1935 году и на нём ра­ботал Иван Семенович Сашин, он же был первым комбайне­ром и ударником в колхозе, за хорошую работу был премиро­ван швейной машиной. Первая автомашина - "полуторка" появилась в 1939 году, шофером на ней работал Ефрем Григорьевич Гринёв. Ефрем Григорьевич ГринёвЕфрем Григорьевич Гринёв Этот человек, по воспоминаниям старожилов, был мастером на все руки: умел работать в кузнице, на маслобойке, в мельничном деле понимал, освоил технику, пахал, сеял. Председателем в то время был Николай Михайлович Кирюшкин. Набиралось сил село, строилось, богатело, появлялась техника, трактора, машины. В селе образовалось две тракторные бригады. Бригадирами были назначены Филиппов Матвей Николаевич и Антонов Василий Петрович. Молодые люди села проходили обучение и становились трактористами, шоферами. Это были престижные и уважаемые профессии на селе.

       Летом 1937 года жители села впервые смотрели кино. Это был фильм «Бесприданница», который за неимением вмести­тельного клуба демонстрировали поздним вечером прямо на улице, а вместо экрана использовали простынь. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Воскресный июньский день обещал быть прекрасным. Многие сельчане собрались отдыхать на речке… Часов в 10-11 на улице послышался шум, крики – люди услышали сообщение о начале войны. Мужчины скорбно молчали. Женщины плакали. Люди никак не могли поверить, что где-то сейчас гремит война и люди убивают людей. Совсем были сбиты с толку коренные жители Сибири. Они привыкли к вековечному, замедленному и незыблемому укладу жизни. Люди не вдруг поняли случившееся. В маленьком селе Малый Хабык не было слышно грохота канонад, не лилась кровь, не гибли люди, но война не дала забыть о себе. Началась мобилизация. Собирались около сельсовета и на подводах ехали до райцентра в военкомат. Почти каждый день от райвоенкомата уходили машины с мужиками-воинами. Везли их до Абакана, а там на поезде дальше. В первый призыв из села на фронт было отправлено 6 человек. Это: Тахтараков Иван Денисович, Бутов Василий Иванович, Щемелёв Антон Демьянович, Щемелёв Алексей Демьянович, Лапшин Алексей, Лапшин Иван. Тогда Ефрем Гринёв перекрасил свою машину и уехал на ней воевать. В 1942 году зимой был определён в сформированный в городе Ачинске автомобильный батальон. Затем был отправлен с машинами в Москву в отдельный 10-й автомобильный полк, где и служил. Обслуживали фронт боеприпасами, продовольствием, подвозили пехоту к городам Калинин, Ярославль, Иваново. Служил в качестве сержанта технических войск. По мере передвижения фронта на запад, переключили на обслуживание Москвы. С мая, по окончании войны, вместе с автоколонной был отправлен в Донбасс на обслуживание лагеря. Где только не воевали малохабыкцы! Сражались под Ленинградом, под Гомелем, в Москве, в Калинине, Смоленске, на Курской Дуге, в Тамбове, освобождали города Северной Маньчжурии, Орёл, Елец, Каунас, восточную Пруссию, форсировали реку Дон, участвовали при взятии Кенигсберга, воевали на Дальнем Востоке, с Японией… Не перечислить всех мест, где сражались сельчане, многим не довелось увидеть родной дом, семью. Много боевых наград заслужили жители села за время войны. Это «Орден Красной Звезды», медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Японией», «За взятие Кенигсберга», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы». Многих женщин из села призвали в трудовую армию. Вдали от родных они трудились на военных заводах. Сколько им, молодым девчатам, пришлось пережить! Из воспоминаний Булкиной Анастасии Ивановны: «…Работала в колхозе на разных работах – молотила, скирдовала, работала на тракторе. В 18 лет стали готовить на фронт. Месяц ходили на подготовку, учили стрелять. В 1942 году 20 июня собрали 25 человек, посадили на поезд, привезли в Ачинск. Там простояли трое суток, потом нас пересадили на другой поезд и привезли в Кемерово. Попали мы на военные заводы 313-316-319. Работала я на танковом заводе, по сменам с 800 до 2000. Я и сейчас помню шум завода и гудки. Что мы делали? Мы не знали, прораб нам не говорил. Это была военная тайна. Но однажды мы видели, как на платформу грузили танк в разобранном виде, а на другую - самолёт. Денег нам не выплачивали, всё шло на фронт. Давали нам шпагатные лапти на 5 дней и кормили немного. Здесь-то мы увидели и голод, и холод, и страх. Те заводы, на которых мы работали, постоянно взрывали. Тогда нас переводили на другой. В мою смену взрывов не было. Наш прораб так и говорил нам: «Девчонки, кто-то счастливый из вас». Мужчины на заводе были только пожилые. Одежды нам не давали, ходили, в чём приехали. Даже иголок не было, чтобы зашить одежду. Кроме лаптей на ногах ничего не было. Ноги мёрзли, но от станков не отходили, где стояли и босиком, а ведь зима, стоять приходилось на цемент. Вспоминаю слова прораба: «Эх, дивчины, дивчины, не хай будет вам 55 лет. Будете на коленках ползать». Кормили нас совсем мало, хлеб давали по карточкам, а есть очень хотелось. Позже ходила подрабатывать в столовую. В 1946 году весной нас отпустили домой. Мы думали не дождёмся этого момента. Домой добирались пешком. Встретили на пути много преград, но до дома дошли. Не успела отдохнуть – через неделю забрали в колхоз. Снова работала: скирдовала, молотила, доила коров…». Все тяготы легли на детские и женские плечи. Надо было кормить армию-освободительницу. Молодые девчата прошли краткосрочные курсы и научились водить тракторы. Трактористками работали: Анна Яковлевна Внукова, Ольга Георгиевна Тропина, Мария Карловна Лапшина, Анна Васильевна Налётова, Любовь Ивановна Морозова. Внукова Анна Яковлевна, Тропина Ольга Георгиевна, Налётова Анна Васильевна Слева на право: Внукова Анна Яковлевна, Тропина Ольга Георгиевна, Налётова Анна Васильевна Дети забыли об играх, они трудились рядом с взрослыми. Их и до войны привлекали к работам, но война добавила им лет 6 к их возрасту. Двенадцатилетние мальчишки выполняли работу, которую делали до войны мужики. В здании церкви хранили во время войны хлеб (зерно). Наработавшись до изнеможения за день, вечерами девушки и женщины садились вязать носки и варежки, шили кисеты и рукавицы, которые посылали на фронт бойцам. В селе была организована сушка, на которой резали пластами картошку, сушили и тоже отправляли на фронт. Немалый вклад внесли жители села, чтобы приблизить час победы в войне. Почтальонкой во время войны работала школьница Сашина Татьяна Ивановна. И ждали её женщины (Не принесла ли весточку с фронта – долгожданный заветный треугольник?), и боялись (А вдруг в её сумке лежит для них страшная весть – похоронка?). Страшным ударом для семей была весть о гибели отца, сына, брата. Когда кто-то получал похоронку – плач стоял на всё село. Памятник погибшим воинам Памятник погибшим воинам Носила-носила Татьяна Ивановна письма и похоронки жителям села и однажды принесла похоронку в свою семью. Погиб её старший брат. А немногим позднее доставила она для семьи весть о том, что другой её брат пропал без вести. Но так и не дал он о себе знать, хотя по окончании войны обращались в разные инстанции, пытаясь найти затерявшийся след брата. Во время войны возвращались в село комиссованные солдаты. Андреев Анатолий Васильевич вернулся без ног. Мальцев Илья Васильевич – без руки. Митягин Михаил Дмитриевич с изуродованной недвижимой рукой. Первунин Фёдор Георгиевич с искалеченной ногой. Филиппов Иннокентий Николаевич. Были удалены рёбра. Щемелёв Алексей Демьянович вернулся израненным, больным человеком. Проболел 15 лет и умер. Но родные были рады им и таким. Главное, что живы, что вернулись. А кому-то не повезло. Им приходили похоронки, а они не верили и всё ждали. Даже тогда, когда закончилась война. Женщины села, которые остались верны своим погибшим мужьям: Пелипенко Александра Ивановна, Иванова Парасковья Ивановна, Байкалова Евгения Яковлевна, Ушакова Анисья Николаевна, Двойнева Мария Павловна, Козина Матрёна Петровна. Постепенно возвращались с войны мужики, появлялись рабочие руки в колхозе. Люди трудились с полной отдачей, опять же надеясь на лучшие времена. Но техники не хватало, старая была изношена. Ещё несколько лет после окончания войны жители села недоедали, не могли позволить себе купить одежду, обувь. Жизнь постепенно налаживалась, село развивалось и богатело, строились новые дома, фермы, была построена библиотека, медпункт, магазин, гараж, маслобойня (масло на которой били , используя идущих по кругу коней), общая баня, была организована пожарная бригада.

       В 1950 году в школе стало 4 класса, где обучалось 82 ребёнка. Большой доход в военное и послевоенное время давал Малохабыкский маслозавод, где изготавливали сыр и брын­зу, творог и сметану, масло, казеин. На реке Хабык работало четыре мельницы: Михайлова, Чусова, Макрушнна, Байкалова, где молотили хлеб и ката­ли сукно. В 1951 году в селе открыли медпункт, который возглави­ла фельдшер Екатерина Герасимовна Козырева. В 1952 году открыта сельская библиотека, библиотека­рем работала Толок Таисия. В 1954 году в селе появились новые тракторы, машины. У жителей села появились мотоциклы, радиоприемники. Первунин Фёдор Георгиевич, первый директор Малохабыкской школыПервунин Фёдор Георгиевич, первый директор Малохабыкской школы В 50-х годах прошло объединение хозяйств «Дружный пахарь», «Победа». Образовался колхоз «Победа». Цен­тральная усадьба укрупненного колхоза «Победа» находи­лась в селе Большой Хабык. Управляющим Малохабыкским отделением работал Карл Карлович Велькер. В 1957 году церковь была переоборудована под сельский клуб. В 60-х годах в селе появилось электричество. Построенная электростанция работала от тракторного мотора. Появилась в селе электромельница. Было построено новое здание колхозной конторы. В 1961 году было построено новое здание школы, строительством которой руководил директор Федор Георгиевич Первунин – участник и инвалид ВОВ. Школа была открыта как филиал Идринской средней школы. При школе был создан краеведческий музей. Учителя Малохабыкской школы В первоначальный педагогический коллектив входили учителя: Гаврилова Александра Михайловна, Первунина Валентина Сергеевна, Бородина Галина Ивановна, Пичкова Екатерина Константиновна, Андреева Зинаида Васильевна, Сакевич Нина Дмитриевна, Хвастунов Анатолий Дмитриевич. В 2002 году 6 ноября школа отметила свой 40-летний юбилей. Малохабыкская школа Малохабыкская школа В 1994 году сдано в эксплуатацию новое здание сельского Дома культуры. В здании СДК находится отделение почты России, сельская администрация, библиотека. Малохабыкский сельский Дом культуры Малохабыкский сельский Дом культуры В 1991 году организовалось АО «Рассвет», руководил кото­рым Анатолий Денисович Рогов, а с 2002 года - ООО «Исток». Кроме того, было образовано ООО «Элита». Помимо этого ор­ганизованы два крестьянских (фермерских) хозяйства.

       Сейчас основная масса населения – пенсионеры и семьи, которые живут за счёт личного хозяйства. Село находится в 10 км от районного центра, куда ежедневно совершает рейс автобус, поэтому жители села устраиваются на работу в Идре. В селе имеется библиотека, клуб, ФАП, почтовое отделение, два магазина, школа (в которой обучаются 43 ребёнка), организован кооператив по сбыту сельхозпродукции «Форт», сельсовет. В 2010 году сельская администрация приняла участие и победила в конкурсе социальных проектов грантовой программы Красноярского края «Социальное партнёрство во имя развития» в номинации «Здоровая семья – здоровый край» с проектом «Спортивный городок». Спортивный городок Спортивный городок По данным 2006 года, население Малого Хабыка составляло 406 чел.