3. История моей семьи в ХХ столетии

с. Никольское 1970 г.
с. Никольское 1970 г.

История моей семьи в ХХ столетии


Мусеибова Наиля. Республика Хакасия,  г. Черногорск.

Рук  Привалихина Светлана Владимировна.

Аннотация.
К работе «История моей семьи в ХХ столетии»

Работа эта посвящается моим предкам по линии моей прабабушки Дарьи Ивановны Горшковой (в девичестве) – Блинниковой. Работа моя основана на документах и фотографиях из семейного архива, воспоминаниях моей бабушки. Удалось узнать, что мои предки крестьяне-переселенцы центральной России в Сибирь. Глава нашего рода Михаил Иванович горшков приехал в Сибирь из Тамбовской губернии. В этой работе идет речь в основном о семье сына Михаила Ивановича – Ивана Михайловича, его жене Марии Лаврентьевне и о семье их дочери (моей прабабушки) Дарьи Ивановны Блинниковой. Моим предкам пришлось жить в тревожные времена. Они были свидетелями трех воин, революции, становления советской власти, коллективизации, восстановления народного хозяйства после ВОВ. Моя прабабушка Дарья Ивановна умерла в 1996 году, шла уже перестройка, мне было 4 года. Написав эту работу я узнала, кто были мои предки, чем занимались, как жили, какие они были. Может быть и не все мне удалось узнать и рассказать о моей семье, но я старалась это сделать. Принять участие в конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников мне предложила учитель истории нашей школы. Решила принять участие в конкурсе и рассказать о родословной моей бабушки Нины Григорьевны Блинниковой – Кузенко по линии её матери (моей прабабушки) Дарьи Ивановны Горшковой – Блинниковой

«Природа, создав людей такими,
каковы они есть, даровала им
утешение от многих зол, наделив
их семьей и Родиной»
У.Фосколо

Семья - основная ячейка общества, она выступает как социальный институт, поскольку определяет правила и нормы, ограничивающие поведение человека. С другой стороны семья выступает как малая группа, поскольку объединяет родственников. Семья выполняет важнейшую роль в воспроизводстве жизни, социализации индивида, его органической связи с обществом. Моя семья состоит из моих родителей и родителей моей мамы. Наша семья – это небольшое общество, состоящее из родителей, детей и внуков. Это на первый взгляд, а если задуматься, кто же предки наших дедушек и бабушек. Кто они были, где жили, чем занимались те, кто оставил нам богатое наследие, которое послужило основой наших семейных традиций. Вот и захотелось узнать и рассказать о наших корнях, пока еще живы мои дедушка и бабушка. Задача эта сложная, так как необходимо сопоставить семейные истории основанные на воспоминаниях моей бабушки Нины Григорьевны с теми немногими документами, фотографиями, которые сохранились в нашей семье. Много о жизни наших предков бабушка знает из рассказов своей бабушки и деда. Из этих воспоминаний можно узнать много интересного и на примере конкретных судеб проследить, как история моей страны отразилась на судьбе моих родственников. Мне удалось проанализировать переселение крестьян из центральной России в Сибирь в ХIХ веке, а также и последующие события в жизни людей нашей страны в ХХ столетии. Оказывается все предки наши и со стороны моей бабушки и моего деда – переселенцы из разных губерний центральной России. Наши предки по линии моей прабабушки Дарьи Ивановны (в девичестве Горшковой) Блинниковой жили в Тамбовской губернии, Малышевской волости, в селе Старая Печиморга.

Это была большая семья потомственных крестьян – хлеборобов и плотников. Семья была большая, земли мало, приходилось мужчинам ходить на заработки по городам и селам. Вот, гонимые нуждой и голодом, решили несколько тамбовских мужиков попытать счастья на свободных землях Сибири. В дорогу отправились семьями. Среди них был Михаил Иванович Горшков – дед Дарьи Ивановны (моей прабабушки). Родился Михаил Иванович в селе Старая Печиморга, Малышевской волости, Тамбовской губернии. Вот год рождения установить не удалось, нет документов. Он был здоровым мужчиной, высокого роста, русоволосый. По профессии был хлеборобом и плотником. Ходил на заработки по городам и селам, чтобы кормить семью. По характеру был спокойный, но веселый. Юмор не покидал его даже в самые тяжелые минуты жизни. Прежде чем что-либо сказать обдумывал каждое слово. Спокойный характер его передался видимо детям и внукам. Этот вывод напрашивается, глядя на характер моей бабушки и моей мамы. В дорогу на свободные земли Сибири отправились на лошадях с семьями. Кроме скудного скарба из каждой телеги торчали детские головы. Путь был тяжелым и опасным. Не все добрались до места назначения. Люди умирали от холода, болезней, голода.

Жизнь шла и в пути появлялись и новорожденные дети. Местом постоянного жительства в Сибири Михаил выбрал село Никольское, Идринской волости, Южно-Сибирского края. Село Никольское располагалось на высоком левом берегу горной реки Хабык – приток реки Сыды, впадающей в Енисей. В этом селе жили переселенцы из разных губерний России – Ивановской, Тульской, Вятской и др. Вокруг села были земли пригодные для земледелия, обширные луга для выпаса скота. В сорока километрах от села Никольского тайга – строевой лес. А главное – земля, бери сколько сможешь обработать. Вот и поселились наши предки в этом красивом селе, вокруг горы, лиственный лес, речки. Поражали только странные названия: реки – Хабык, Сыда, Киргизюль; горы – Кортуз, Ишо, Тигей (голая голова по хакаски); деревни – Телек, Хабык, Кныши. Много в полях курганов (которые охраняются государством и при земледельческих работах опахиваются). Переселенцы строили дома, распахивали земли, разводили скот. Одним словом устраивались на новом месте основательно. Дома строили большие – крестовые, высокие. С женой Елизаветой Николаевной у Михаила Ивановича было три сына: Иван, Федор и Роман. Были у них и еще дети, но они умирали в маленьком возрасте. Больницы в селе не было, лекарства были диковинно, а народные средства не всегда помогали. Удалось установить, что Иван Михайлович (отец моей прабабушки Дарьи) родился в 1872 году, так как умер он в возрасте 84 лет в 1956 году 14 февраля. Иван был любознательным мальчиком и его отдали учиться в сельскую церковно-приходскую школу (ЦПШ). Учился он хорошо, окончил 4 класса. Дальше учился самостоятельно по книгам, которые удавалось взять у учителей в школе, у деревенского купца. Дети купца деревенского учились в гимназии в Красноярске и приезжали в деревню на каникулы. А также каждую зиму из деревни ходили мужики по льду Енисея с обозом в Красноярск, возили продукты на продажу и видимо какие-то налоги платили государству продуктами. Вот Иван и заказывал книги. Денег на приобретение книг отец не давал, приходилось зарабатывать заготовкой и продажей дров, лес был рядом. Воз дров стоил тогда 15 копеек. Работы дома было много, на учебу оставалась только ночь. К труду приучали детей с малых лет. К 17 годам он уже хорошо разбирался в строительстве и столярном деле. Эти познания он унаследовал от отца. В хозяйстве он знал все тонкости обработки земли, выращивания зерновых культур, скота, научился шить одежду, хомуты. Все это приходилось постигать, чтобы выживать. Иван увлекался агротехникой, экономикой, астрономией, литературой (до глубокой старости любил читать наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова). В разговоре удачно вставлял цитаты из стихов этих поэтов. Составлял ежегодно календарь погоды, по зиме определял погоду на лето и угадывал очень точно, как ни странно этому его научил отец Михаил Иванович. Речь Ивана всегда была очень грамотной, за что односельчане очень уважали. Сам он был высокого роста, русоволосый, очень спокойный. Моя бабушка всегда говорит, что все ее бабушки и дедушки по своему складу характера и поведению – крестьяне-интеллигенты. От них никогда не слышали плохих слов и крика. Женился Иван в 20 лет на девушке из бедной семьи тоже переселенцев Вятской губернии Марье (Мария Лаврентьевна Лузина) ей было в то время 16 лет (1876 года рождения). Она была черноглазая, черноволосая, невысокого роста, очень красивая, безграмотная, но работящая.

Была осенняя ярмарка и там Иван увидел Марью. Приехал домой и заявил отцу, что хочет жениться на этой девушке. Родители его были довольно состоятельными, но очень добрыми, любили сына и разрешили ему жениться на Марье. Своих дочерей у них не было, и они относились к Марье как к родной дочке. Мария Лаврентьевна всегда с благодарностью вспоминала о своих свекрови и свекре. Она ведь была совсем еще девочка. До глубокой старости очень нежно и трепетно относился к своей жене Марье Иван. Прожили Иван Михайлович с Марией Лаврентьевной в браке 64 года в мире и согласии. После его смерти она прожила всего 4 года. Было у Ивана с Марьей 11 детей. Четверо умерли от болезней в детском возрасте (корь, скарлатина и другие болезни). Осталось семеро – пять сыновей: Андрей, Ларион, Лука, Александр, Николай и две дочери: Аграфена и Дарья. Когда дети подросли, в праздники и по воскресеньям, а то и просто вечером Иван начинал с ними петь. Пели они очень красиво русские народные песни, под окнами летом собирались односельчане слушать, как они поют.Ивану и Марье пришлось жить в тревожные и богатые событиями времена на стыке двух эпох. Они были свидетелями четырех войн: первой мировой, гражданской, финской и ВОВ. Они были свидетелями событий 1905 года и революции 1917 года. В годы гражданской войны в деревне стоял Брянский кавалерийский полк, сохранилось фото солдат этого полка. Им пришлось жить и во время становления советской власти, раскулачивания, коллективизации. Пришлось пережить холод и голод и нищету. По неосторожности одной женщины сгорела половина деревни. Люди остались в том, что было на них. Семья Ивана с Марьей осталась без крова. Пришлось снова строиться. Вместо большого дома, который был у них, смогли построить небольшую избу. Такое несчастье, как пожар, жители этого села перенесли дважды, один раз летом, второй зимой. Совместная жизнь Ивана Михайловича и Марии Лаврентьевны была всегда примером для детей и внуков. Может быть и были у них какие-то разногласия, но никто никогда не слышал грубого слова в их отношениях. «У добрых супругов – две души, но единая воля» так сказал М.Сервантес.
Дети выросли, у них были уже свои семьи, почти все поселились в райцентре, в селе Идринском. Потом и родители переехали к детям. Перед ВОВ все дети имели свои семьи, кроме младшенького Коленьки (1921 года рождения). В 1939 году ему исполнилось 18 лет и он был призван в Красную Армию. Служил он на Дальнем Востоке. Наступил 1941 год и пришла в наш дом беда – война. Призваны были на войну четыре сына – Андрей, Ларион, Лука, Александр и сын Андрея – Анатолий, а так же два зятя Григорий и Гавриил. Остались дома Иван с Марьей (им было уже 67 и 63 года), четыре невестки, две дочери и 10 малолетних внуков. За две недели до начала войны пришло письмо от сына Николая. Он писал, что их часть погрузили в эшелон и повезли на Запад, вроде бы в Белоруссию. Больше от Николая вестей не было. Видимо, попали они в Минск, как раз к началу войны. После войны получили известие – пропал без вести. Второго августа 1941 года был призван в Красную Армию (сохранилась справка из райвоенкомата) муж дочери Дарьи – Григорий Павлович Блинников (мой прадед), отец моей бабушки Нины Григорьевны. Ему было 33 года (1908 года рождения, 20 января). Профессия у него была самая мирная – счетовод Идринского сельпо (о чем свидетельствует запись в трудовой книжке). Образование – ЦПШ и курсы счетоводов в г.Абакане (есть фото). С Дарьей Ивановной Горшковой (14 марта 1909 года рождения) они прожили 10 лет (свидетельство о браке от 14 февраля 1931 года). Влюбился Гриша в Дашу в 1 классе. Об этом рассказывала его мать Клавдия Федоровна. Пришел из школы в первый день и заявил родителям, что когда вырастет, то женится на этой лохматой белобрысой девчонке Даше Горшковой (волосы у нее были белые и кудрявые), с которой посадила его учительница. Отец Григория, Павел Иванович Блинников, - деревенский ветеринар. Он лечил животных и жителей деревни. Это был умнейший и добрейший человек. Вырос Григорий и слово свое сдержал, женился на Даше. Он уже был активистом, а родители Даши хотели, чтобы они обвенчались. Ночью тайно священник их обвенчал, так как Даша была солисткой церковного хора. Было у них четверо детей: два мальчика и две девочки. Мальчики умерли: один – двух, второй – трех месяцев от роду, старшая дочка Любочка - 5,5 лет от кори. 28 сентября 1939 года родилась младшая дочь – моя бабушка Нина. Григорий очень ее любил, все свободное время проводил с ней. Еще он был охотником и рыбаком. Проводили Григория на войну, осталась Дарья с дочкой (ей было 1 год 10 месяцев, есть фото). На этой фотографии Григорий с Дашей сидят такие печальные, как будто чувствуют, что больше никогда не увидят друг друга.

Григорий попал в учебную часть в г.Новосибирске. письма из Новосибирска не сохранились. А, может быть, мать Григория, Клавдия Федоровна, увезла их после войны на Украину, так как ее муж, Павел Иванович, умер еще в августе 1943 года. А ее после войны забрал к себе младший сын Леонид Павлович, он был военный. С фронта от Григория пришло только одно письмо от 11 июля 1942 года – треугольник коричневого цвета, написанный химическим карандашом. Это письмо, как реликвия, хранится в нашей семье до сих пор. Из письма следует, что 11 июля 1942 года он доехал до фронтовой полосы и был зачислен в Краснознаменный Балтийский флот в г.Ленинграде. Григорий верил в скорую Победу над врагом и возвращение домой. Но вой на для него закончилась очень быстро. Не успел он получить на войне ни медалей, ни орденов. В боях за Ленинград он погиб 14 августа 1942 года. Создается такое впечатление, что число «14» счастливое и роковое для Григория и Дарьи.
14 марта 1909 года – родилась Дарья.
14 февраля 1931 года – вступили в брак.
14 августа 1942 года – он погиб.
Похоронен Григорий в Ленинграде на Пискаревском кладбище 16 августа 1942 года. Всего на Пискаревском мемориальном кладбище похоронено 470 тысяч мужчин, женщин и детей, стариков, воинов (Г.Ф. Петров «Памятник скорби «Слава».Пискаревское мемориальное кладбище.Лениздат.1986,с.3). Похоронное свидетельство было потеряно, и когда Дарья Ивановна с Ниной стали делать запросы, ответ был – не числится. Из Центрального архива Министерства обороны СССР из г.Подольска от 01.07.91 № 155841 запрос был направлен в Гатчину, Ленинградской области, в Центральный Военно-морской архив. Из Гатчины пришел ответ от 29.01.92 № 67971 п.8883 – такой не числится. Тогда обратились на Пискаревское кладбище. Ответ пришел быстро от 07.09.93 № 2/315. из этого ответа узнали все. Захоронен Григорий Павлович в братской могиле № 83 16 августа 1942 года, о чем свидетельствует запись в «Книге регистрации захороненных солдат и офицеров № 22» под № 431. Звание его было – сержант. Еще было указано: имя сержанта Блинникова Григория Павловича занесено в «Памятную книгу» под порядковым № 1272. В 1984 году дочь Григория Павловича Нина со своей дочерью Ириной (моей мамой) побывали на его могиле в г.Ленинграде. Когда пришла похоронка на Григория Павловича моей бабушке Нине было почти три года. Она говорит, что запомнила этот солнечный, яркий августовский день на всю жизнь. Ее мама шла по улице Советской с.Идринского, а в руках у нее была бумага. Нина спросила: «Мама, письмо от папы?». Ответ был: «Нет у нас больше папы.». Осталась Дарья с дочкой и своими уже старыми родителями. А еще на ее плечи легла забота о старшей, больной сестре с тремя мальчиками. Родители уже были в возрасте: Ивану Михайловичу было 69 лет, Марье Лаврентьевне – 65 лет. На двоих они получали пенсию 120 рублей за сына Николая (до реформы 1961 года). Они занимались хозяйством: садили огород, косили сено для коровы. Каждую весну дед копал землю лопатой на горе над кладбищем (разрешали) и сеял просо. Сколько хватит сил, столько и посеешь. Возил на себе дрова, сено, картошку, нажил грыжу. Летом бабушка Марья брала старших внуков и ходила за ягодами за 10-15 километров в лес. Сушили клубнику (ее на косогорах было много), черемуху, боярку (эти ягоды мололи и пекли пироги), калину. Хлеб пекли так – терли ведро картошки, добавляли немного муки и дрожжей (делали сами из хмеля, он рос за рекой). Невестки и дочь работали, а за внуками следила бабушка. Осенью ходили собирать хлебные колоски (если удавалось) или дикий злак – карлык, его мололи и пекли блины, они были ярко лимонного цвета и с какой-то горечью. Если с этими колосками попадались на глаза объездчикам, то они их отбирали (видимо, использовали их в своих целях). Перед войной Дарья устроилась в швейную мастерскую, шила она лет с десяти – это ее талант. В войну в мастерской стали шить одежду для фронта. А в 1943 году, когда не стало тканей, ей пришлось перейти в сапожную мастерскую. Там работал ссыльный мастер Николай Иванович Макаров, он ее взял в ученики. Решил, что она справится, раз хорошо шьет одежду, научится шить и обувь. И у нее получилось: шила сапоги, ботинки, тапочки. В сапожной мастерской Дарья работала до 1947 года. Днем на работе, а вечерами ходила работать в колхоз – косила сено, полола хлеба, осенью – жала серпом хлеб. Зимой ночами работала в «Заготзерно». Сушили хлеб и отправляли в Абакан и дальше на фронт.

 

Поэт Михаил Исаковский написал такие строки:
«Да разве об этом расскажешь, -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!...»
Эти строки о нашей бабушке Дарье Ивановне Блинниковой. За свой труд в годы войны она награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и потом еще получила при жизни три медали: к 30-,40-,50-летию Победы в ВОВ 1941-1945 гг. Удостоверения: АЕ №211028 от 03.11.1946, от 22.09.1975, от 14.05.85, №18905291 от 22.03.95. Наступил 1945 год, пришла долгожданная Победа. Для семьи Ивана Михайловича и Марьи Лаврентьевны Горшковых она была радостной с большой горечью. С войны не вернулись четверо сыновей – Лука, Ларион, Александр и Николай; два зятя – Григорий Блинников и Гавриил Спиридонов. Осенью 1945 года пришел с войны весь израненный сын Андрей (имел 18 ранений). Он воевал на трех войнах – Гражданской, Финской и ВОВ. Особенно тяжелым было последнее ранение в спину, ему вырвало ребра, вместо них была кожа, и при дыхании вся спина шевелилась. 1951 году Андрей умер. В 1949 году пришел с войны сын Андрея Анатолий (участник Финской И ВОВ). Один мужик остался во всей семье. Сокрушалась Марья Лаврентьевна – такие соколы полегли, были все высокого роста, красивые, умные. Дарья Ивановна работала не жалея себя, награждали ее за добросовестный труд, о чем свидетельствуют Почетные грамоты: №7 от 06.11.1957 г. за высокие показатели в соцсоревновании в честь 40 годовщины Октября, от 25.10.1959 г. – как участник районной сельхоз выставки 1959 года, выполнившая нормы выработки на 138%. Трижды она избиралась депутатом Идринского райсовета, удостоверения: от 04.03.1957г., от 02.03.1959 г., от 06.03.1961 г. Также Дарья Ивановна 12 лет была судебным заседателем Идринского сельского суда. Она была признана лучшим мастером ателье по пошиву мужской и женской одежды. Есть фотография, где она сидит среди женщин, которые были ее ученицами. В селе люди уважали ее, приходили за советом. Мужчины делали ей предложения о замужестве, но она сохранила верность своему мужу Григорию, все не верила, что погиб, и ждала. Предлагали ей поехать учиться на закройщика, но она была малограмотной, проучиться в школе удалось всего полгода, хотя от природы была умной, степенной, смышленой. Когда Дарья Ивановна вышла на пенсию, то стала много читать: книги, газеты, журналы. Особенно ей понравилась книга Л.Н. Толстого «Война и мир», ей была награждена ее дочь Нина за успешное окончание школы. По этой книге училась моя мама, буду учиться и я. Несмотря на трудности, Дарья Ивановна вырастила свою дочь Нину (мою бабушку), дала ей высшее образование. Умерла моя прабабушка Даша в 1996 году (мне было 4 года) в возрасте 87 лет, жила она в то время вместе с нами уже 6 лет в г.Черногорске, но в селе ее помнят и уважают до сих пор. О семье моих предков можно еще много писать. В этом году исполнилось 40 лет совместной жизни моей бабушки Нины и моего дедушки Юрия. Нина Григорьевна (1939 г.р.) и Юрий Леонидович (1938 г.р.) Кузенко окончили в 1957 году Идринскую среднюю школу № 15; учились в Сибирском технологическом институте в г.Красноярске и по направлению уехали работать на Дальний Восток. Они прожили 11 лет в г.Хабаровске, после чего вернулись в Сибирь. Можно продолжать писать о моих родителях – это уже пятое поколение нашей большой семьи, и это будет уже другая большая история жизни, также наполненная яркими фактами и событиями. О предках моего дедушки Юрия получилась бы не менее интересная история.
Семья наша очень большая, несмотря на все события произошедшие в ХХ веке, только у Ивана Михайловича и Марии Лаврентьевны было 7 детей (она была награждена медалью «Мать-героиня», жаль документы и медаль не сохранились), 10 внуков, 17 правнуков, даже есть уже и их праправнуки. Иван с Марьей считали, да так оно было и есть, что все беды и невзгоды можно пережить, если есть у человека надежный тыл – дружная, верная семья. Самое главное в жизни человека семья. Семья, в которой любят и уважают друг друга, заботятся. В печати и по телевизору часто читаем и слышим, что у нас много разводов. Видимо не научили родители или не были примером для своих детей ценить семью, сохранять ее, уважать семейные отношения. Закончить хочу словами Д. Птисена: «Супружество с хорошей женщиной – это гавань в буре жизни, а с плохой – это буря в гавани».